АРХИВ (Все выпуски) /     Содержание выпуска (2019, Issue 24)Ukrainian Russian English

Ивченко Лариса Васильевна

Произведения Дженнаро Астариты в нотной коллекции Алексея Разумовского

Аннотация: Целью исследования является получение информации о творческом пути Дж. Астариты (ок. 1745–1805), итальянского композитора неаполитанской школы, методом осуществления комплексной атрибуции его нотных документов из отдела музыкальных фондов Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского. Методология исследования основана на применении методов специальных исторических дисциплин – археографии, книговедения и филигранологии, музыкального источниковедения и собственных эмпирических наблюдений относительно авторства и датировки нотных документов. Научная новизна работы связана с первым исследованием нотных источников Дж. Астариты из фондов Библиотеки на предмет их соответствия категориям автограф, авторизованная рукопись и прижизненная копия, уточнены и установлены названия произведений, выяснены возможные пути их поступления в коллекцию. Подтверждено, что рукописная партитура оперы без названия [«Gernando e Costanza»] (1787, либретто «L’Isola disabitata» П. Метастазио) – автограф композитора. Впервые вводится в научный оборот автограф партитуры арии Компаньона (1785–1787, либретто К. Гольдони из оперы «Il paese della Сuccagna» или «L’isola del Bengodi»). Партитура оперы «Сбитенщик» (1786, либретто Я. Княжнина) – автограф, но имеются надписи словесного текста в вокальных партиях другим почерком (то есть – авторизованная рукопись). Инструментальные партии увертюры к опере «Сбитенщик» являются прижизненными копиями. Впервые подается расширенный перечень опер Дж. Астариты, составленный по разным источникам, с указанием жанра, места и времени премьеры, дополненный названиями опер в переводе на украинский язык. Выводы. Сведения о рукописях дали возможность скорректировать информацию о творческом наследии и биографии композитора, в частности о вероятном месте его пребывания в 1785–1787 годах. Дж. Астарита написал около 60 опер, почти 40 из них являются разновидностями итальянской комической оперы (drama giocoso, opera buffa, farsa), 7 опер-сериа. Судя по репертуару театров, оперы Дж. Астариты были конкурентоспособными в XVIII веке, а его музыка находила отклик у широкой публики. Кроме того, полученная информация предоставила возможность скорректировать наши знания о музыкальных вкусах представителей украинской элиты XVIII века, поскольку исследуемые документы являются частью нотной коллекции Алексея Разумовского.

Ключевые слова: атрибуция нотных источников, Дж. Астарита, итальянская опера, А. К. Разумовский.


  Полный текст PDF    https://doi.org/10.15407/rksu.24.133     Цититрование пибликации
Цитирование авторов публикации:

Библиографическое описание для цитирования:
Івченко Л. В. Твори Дженнаро Астаріти в нотній колекції Олексія Розумовського / Л. В. Івченко // Рукописна та книжкова спадщина України. - 2019. - Вип. 24. - С. 133-150. doi: https://doi.org/10.15407/rksu.24.133


Библиография:

  1. Архів НБУВ. Оп. 1. Спр. № 35. Дзбановський О. Т. Музична бібліотека Розумовського О. К. 89 арк.
  2. Івченко Л. В. Астаріта Дженнаро // Мистецтво України : енцикл. у 5 т. / Кудрицький А. В., відпов. ред. та ін. Т. 1. Київ : «Українська енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1995. С. 115.
  3. Івченко Л. В. Реконструкція нотної колекції графа О. К. Розумовського за каталогами XVIII століття. Київ, 2004. 643 с.
  4. Івченко Л. В. Рукописні партитури опер з нотної бібліотеки Олексія Розумовського // VIII культурологічні читання пам’яті Володимира Подкопаєва. Київ, 2010. С. 479–485.
  5. Ольховський А. В. «Збитенщик» Астаріта // Українська музикальна спадщина. [Харків] : Мистецтво, 1940. С. 28–43.
  6. Порфирьева А. Л. Астарита // Музыкальный Петербург : энцикл. словарь. Т. 1 : ХVIII век. Кн. 1 : А–И. СПб, 1996. С. 65–67.
  7. Пряшникова М. П. Антрепренер итальянской оперы Дж. Астарита в Петербурге: новые материалы // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Москва, 2015. Вып. 7. C. 173–182.
  8. Пуртов Ф. Э. Нотные издания XVIII века : каталог. Санкт-Петербург : Бельведер, 2007. 466 с. (на с. 13–14, позиции 7 и 8).
  9. Сікорська І. М. Астаріта // Українська музична енциклопедія. Т. 1 : А–Д. Київ, 2006.
  10. Українська музикальна спадщина / А. В. Ольховський (відпов. ред.). [Харків] : Мистецтво, 1940. 159 с.
  11. Ходорковская Е. С. Астаритты Ж. труппа // Музыкальный Петербург : энцикл. словарь. Т. 1 : ХVIII век. Кн. 1 : А–И. Санкт-Петербург, 1996. С. 67–72.
  12. Шеффер Т. В., Черпухова К. М. Нотозібрання Розумовських з фондів ЦНБ АН УРСР – цінний документ музичної культури України XVIII ст. // Українське музикознавство : наук.-метод. міжвід. щорічник. Київ, 1971. Вип. 6. С. 170–184; список авторів музики: с. 252–262.
  13. L’isola di Bengodi: dramma giocoso per musica. (1777). [Venezia?, 1777] URL: https://www.loc.gov/item/2010664121/
  14. Il paese della Cuccagna : commedia per musica. (1750). Venezia. Image: https://www.loc.gov/item/2010665086/
  15. Libby, Dennis. Astarita [Astaritta], Gennaro [text] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed, Oxford ; New York : Grove, An Imprint of oxford Press, 2001. Vol. 2: Aristoxenus ro Bax. S. 121. doi: https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.40020
  16. McClymonds, Marita P. Astarita [Astaritta], Gennaro [work list] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. Oxford : N. Y : Grove, An Imprint of Oxford Press, 2001. Vo l. 2: Aristoxenus ro Bax. S. 121–122.